Обратная связь





Независимое техобслуживание гарантийного автомобиля

   Не секрет, что по окончании гарантийного срока хозяин автомобиля старается найти  альтернативу обслуживанию у официального дилера и чаще всего уходит в неофициальные техцентры. Но последнее время все чаще поднимается вопрос возможности обслуживания у «неофициалов» уже в течении срока заводской гарантии на автомобиль. Конечно, вы и сейчас можете отремонтировать гарантийный автомобиль в любом автосервисе, но если возникнут проблемы, которые относятся к гарантийным обязательствам производителя, и обнаружится, что машина обслуживается где-то в другом месте - то этот автомобиль снимется с гарантии. Получается, все автовладельцы, купившие новые машины, привязаны на срок гарантии к официальным дилерам. Автомобилистам  зачастую приходится доказывать, что выявленный недостаток автомобиля является браком завода-изготовителя, а не механическим дефектом, вызванным нарушением условий эксплуатации, вызывают недовольство  высокие цены на обслуживание и запчасти у официальных дилеров.

   Многие владельцы гарантийных автомобилей предпочитали бы менять масло, фильтры, тормозные колодки  и прочие расходники на независимых сервисах. Но сейчас они этого делать не могут из-за боязни потерять гарантию. На рынке автозапчастей и оказания услуг по ремонту конкретной марки дилеры во многих регионах занимают доминирующее положение, и выбор у автовладельца ограничен. В отдельных регионах доля дилеров близка к 100%. Кроме того, нередки случаи, когда единственный в регионе официальный представитель марки, по разным причинам лишается дилерства и владельцы гарантийных автомобилей вынуждены ездить на обслуживание к ближайшему дилеру за сотни километров – согласитесь, не самое приятное времяпровождения… Среди участников автомобильного рынка разгорается конфликт, в который уже вмешалась Федеральная антимонопольная служба. С одной стороны автовладельцы, желающие качественно, но недорого обслуживать свой автомобиль. С другой стороны автопроизводители, которые не заинтересованы в потере своего дохода. С третей стороны - независимые автосервисы и магазины автозапчастей, которые жалуются на всевозможные препоны и запреты официальных дилеров в поставке оригинальных запчастей.

   Федеральная антимонопольная служба (ФАС ) может спровоцировать передел на российском авторынке. Сейчас, по разным оценкам, сервисное обслуживание автомобилей приносит автодилерам от 30 до 50% дохода. ФАС собирается расширить круг предприятий, участвующих в гарантийном обслуживании, а также разделить рынок продажи автомобилей и рынок сервисных услуг. Если, как предлагается, оригинальные автозапчасти станут легально поставляться не только официальным автодилерам, но и независимым сервисам, а за обслуживание у последних уже нельзя будет снять машину с гарантии, цены в этой сфере упадут, а конкуренция серьёзно обострится.
    ФАС предлагает реформировать авторынок. Для этого придётся разделить рынок продажи автомобилей и рынок сервисных услуг, ввести процедуру аккредитации сервисных центров, разработать и ввести техрегламенты на обслуживание автомобилей и запретить ограничение продаж оригинальных запчастей.
    Если всё намеченное удастся осуществить, официальные дилеры больше не смогут произвольно диктовать свои условия. Они, естественно, не заинтересованы в потере своего дохода. Сервисное обслуживание приносит им сейчас от 30 до 50% дохода, и существенная часть этой суммы - регулярное техническое обслуживание гарантийных автомобилей.
    Кардинально изменить правила игры на авторынке ФАС вряд ли удастся. Во-первых, у автодилеров есть железный аргумент: кто будет контролировать и отвечать за качество работы независимых сервисов? Ведь в случае обнаружения брака или дефекта работы по их устранению оплачивает автопроизводитель, поэтому он вряд ли отдаст функцию по авторизации сервиса регулирующим органам или кому-либо ещё. Во-вторых, за дилерами стоят мировые автопроизводители, а российские власти, привлекая их к строительству своих заводов в России, дали обязательства создавать для них максимально благоприятные условия. Изменение этих условий, а значит, нарушение взятых в ходе договорённостей обязательств приведёт к ухудшению инвестиционного климата страны. Поэтому власти скорее предпочтут сохранить благоприятные отношения с мировыми автопроизводителями, чем несколько снизить цены на обслуживание для владельцев иномарок. Впрочем, примеры решений в пользу автовладельцев есть. С 1 июля 2010 года в ЕС запрещено ограничивать продажу автозапчастей независимым сервисам, и данная норма имеет все шансы стать реальностью и у нас.
    ФАС уже объявила о создании экспертного совета по развитию конкуренции на рынке автомобилей. "В рамках работы экспертного совета планируется обсудить следующие вопросы: взаимодействие дистрибьюторов и дилеров легковых автомобилей; установление монопольно высоких цен на запасные части для автомобилей, находящихся на гарантийном обслуживании, стоимости работ, услуг технического обслуживания автомобилей, находящихся на гарантийном обслуживании", - говорится в сообщении ведомства.
    Помочь либерализации автомобильного рынка мог бы и запрещённый пока так называемый параллельный импорт, то есть ввоз в страну и реализация товаров, которые выпущены в легальное обращение на территории другого государства. Сейчас в России согласно Гражданскому кодексу действует национальный принцип исчерпания прав, то есть товар считается легально введённым в торговый оборот, только если он импортирован с разрешения производителя или владельца права на товарный знак.
    Чтобы разрешить параллельный импорт, ФАС подготовила соответствующие поправки в Гражданский кодекс РФ и закон "О защите конкуренции", которые ввели бы международный принцип исчерпания прав. Это автоматически отменило бы институт "эксклюзивных дилеров" и разрешило параллельный импорт.
    Правительство России должно было определиться со своей позицией по параллельному импорту до конца 2011 года, но запрет является защитой инвестиций для иностранных компаний, имеющих в России свои заводы. Поэтому из-за входа в ВТО, о разрешении параллельного импорта, к сожалению, приходится забыть. ФАС России установила, что практики продаж автомобилей и запасных частей, реализуемых автопроизводителями носят дискриминационный характер по отношению к дилерским центрам и центрам сервисного обслуживания. Это приводит к существенному удорожанию запасных частей и гарантийного сервисного обслуживания. В целях устранения негативных практик, Ассоциация европейского бизнеса в России (АЕБ) и ФАС России приняли решение о необходимости разработки «Кодекса поведения автопроизводителей». Кодекс определяет основные принципы взаимодействия автопроизводителей и дистрибьюторов с дилерами и независимыми сервисными станциями. Основная цель разработки этого документа – формирование прозрачных недискриминационных правил.
   В августе 2013 года ФАС России рассмотрела и согласовала проект Кодекса поведения автодистрибьюторов на рынках новых автомобилей и запасных частей, разработанный АЕБ.
   В силу того, что участники АЕБ, присоединившиеся к Кодексу, берут на себя обязательства придерживаться принципов, закрепленных Кодексом, ФАС России считает необходимым указать в договорах между автодистрибьюторами, официальными дилерами и независимыми сервисными станциями, что к соответствующим правоотношениям применяется Кодекс.
   «Внедрение Кодекса обеспечит снижение рисков ущемления интересов дилерских центров, осуществляющих значительные инвестиции в инфраструктуру продаж и сервисного обслуживания, а также снижение стоимости запасных частей и сервисного обслуживания автомобилей», – отметил начальник управления контроля социальной сферы и торговли Тимофей Нижегородцев.
   В Кодексе закреплены правила конкуренции на автомобильном рынке, и наверняка его еще ожидает много  нововведений и изменений. За соблюдением Кодекса будет наблюдать антимонопольный орган и по результатам мониторинга, при необходимости будет корректировать документ.

По материалам сайта Федеральной антимонопольной службы